Главная Библиотечные фонды
Библиотечные фонды

 

Школьная библиотека - неотъемлемая часть образовательного процесса и, конечно, обеспечение этого процесса учебной литературой не является только основной деятельность педагогов-библиотекарей. Основной целью школьной библиотеки является повышение качества образования путём обеспечения учебного процесса доступом к информационно-библиотечным ресурсам, пополнения и обновления учебной и художественно литературы, проведения внеклассной работы и пропаганда чтения, как способ саморазвития. Для достижения цели выполняются следующие задачи:

  • Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования педагогов и обучающихся путем библиотечно-библиографического и информационного обслуживания;

  • Формирование и развитие навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску, отбору и критической оценке информации;

  • Воспитание культурного и гражданского самосознания, содействие в социализации обучающихся, развитии их творческого потенциала;

  • Постоянная работа по комплектованию учебного и художественного фонда, подписки на периодические издания;

  • Создание благоприятной комфортной библиотечной среды для развития интеллектуальной, творческой, технической сферы обучающихся;

  • Создание условий для исследовательской и творческой деятельности обучающихся.

Согласно справок, предоставленных ОО о работе школьных библиотек за 2016-2017 учебный год

В 16 ОО с учётом филиалов функционирует 20 школьных библиотек, в которых работает 20 библиотекарей/педагогов-библиотекарей, в МАОУ АГО «АСОШ №1» работают два сотрудника (заведующая БИЦ и педагог-библиотекарь) и в филиале №2 МАОУ «Артинский лицей»-«Пристанинская НОШ» библиотекарь отсутствует.

Во всех ОО имеется нормативно-правовая база, обеспечивающая работу школьных библиотек:

- Паспорт библиотеки;

- Положение о школьной библиотеке/библиотечно-информационном центре;

- Правила пользования библиотекой;

- Порядок обеспечения учебниками и учебными пособиями обучающихся ОО;

- План работы школьного библиотекаря/педагога библиотекаря;

- Циклограмма деятельности ОО по вопросам обеспечения обучающихся учебниками и учебными пособиями;

- Должностная инструкция педагога-библиотекаря.

Все библиотеки оснащены компьютерами с выходом в Интернет. Сканерами, принтерами или МФУ (многофункциональное устройство) оснащены 19 школьных библиотек, в МКОУ «Берёзовская ООШ» множительная техника отсутствует. Проекторы имеются не во всех библиотеках только в 2х школах: МАОУ АГО «АСОШ №1» и МАОУ «Манчажская СОШ». Несмотря на то, что библиотеки оснащены компьютерной техникой, сама техника желает лучшего и требует обновления, в связи с новыми тенденциями и требованиями к техническому оснащению школьных библиотек как образовательно-информационного центра общеобразовательной организации.

Основными показателями работы школьных библиотек являются книгообеспеченность, читаемость и посещаемость.

Книгообеспеченность рассматриваем с двух сторон:

- с одной стороны это обеспеченность учебной литературой, что является обязательным требованием (ст.18 ФЗ-273 «Об образовании») – 1 обучающийся 1 учебник;

- с другой стороны обеспеченность образовательного процесса художественной, справочной, периодической литературой, что отражается на качестве образования и читательской активности обучающихся.

Количество пользователей в этом учебном году 3040 человек, количество посещений школьных библиотек равняется 68461 (в прошлом году 65073). Основной фонд (художественная, справочная, периодическая литература, энциклопедии) по ОО АГО составляет 137328 экз. Книговыдача основного фонда за 2016-2017 уч.год составила 64570 экз.,(в прошлом году 53257) из них:

- 58328 шт. - художественная литература,

- 4561 шт. - справочная литература, энциклопедии, методические материалы,

- 1681 шт. - диски,

- с периодикой обучающиеся работают в читальном зале.

Стоит отметить, что по сравнению с прошлым годом количество посещений и книговыдач увеличилось. В среднем читаемость по АГО школьные библиотекари определяют в районе 36% (на 6 % больше, чем в прошлом учебном году).

Школьные библиотекари с целью повышения посещаемости и читаемости, а так же пропаганды чтения и любви к книгам, постоянно проводят различные педагогические и просветительские мероприятия:

- экскурсии по библиотеке: «Знакомство с библиотекой», «Посвящение в читатели»;

- библиотечные уроки: «Правила обращения с книгой и поведения в библиотеке», «Словари – Наши друзья», «СМИ в помощь обучающимся», «Открытый урок чтения по творчеству М. Ю. Лермонтова» и др.;

- выставки: «Дедушка Корней», «В здоровом теле - здоровый дух!», «День экологии в школе», «К ЕГЭ готовы?», «По дорогам любимых сказок», «Фольклор», «Четвероногий друг», «Первый раз в первый класс», «Девчонки и мальчишки, о вас вот эти книжки» и др.;

- акции: «Подари книгу библиотеке», «Чистая книга», «Книжный доктор», «День чтения» и др.;

- конкурсы: игра-викторина «Космический бой», конкурс фотографий «Пойман за чтением», конкурс плакатов «Чтение – лучшее учение», др.

1 или 2 раза в квартал библиотекари проводят рейды в классах по проверке сохранности учебников. В результате проведения работы выявляются обучающиеся, которым необходимо привести учебники в надлежащее состояние, подклеить, надеть обложки. Индивидуальная работа ведётся с родителями, если возникают вопросы по замене или ремонту учебников.

Массовая работа в школьных библиотеках ведется по следующим основным направлениям: поощрение свободного чтения, содействие воспитательным программам ОО, содействие учебному процессу.

В январе 2017 г. был проведён мониторинг обеспеченности обучающихся учебниками, в ходе которого было выявлено, что во всех ОО обеспеченность составляет 100%.

Главным методическим подспорьем для школьного библиотекаря является работа РМО. Состав педагогов-библиотекарей насчитывает 20 человек. Работа РМО библиотекарей проводилась в соответствии с планом работы РМО. Заседания проходят в тесном сотрудничестве: обмен опытом, открытые практические заседания, посещение тематических мероприятий. Для них характерна практическая направленность: библиотекари ищут совместные пути сотрудничества с педагогами и сельскими библиотекарями с целью активизации чтения детей и подростков.

На первом заседании РМО рассматривался анализ работы РМО за 2015-2016 уч.год, обсуждался и утверждался план на 2016-2017 уч.год.

В октябре РМО было посвящено теме «Школьная библиотека в современном мире». На котором заслушали Федякову Н.Ф., которая рассказала о значении библиотеки в жизни человека. После был проведен мини-круглый стол по теме «Направление развития школьных библиотек».

Третье заседание было выездное и проходило на базе МКОУ «Малотавринская СОШ», тема «Работа школьной библиотеки в условиях ФГОС на примере МКОУ «Малотавринская СОШ». В ходе заседания Иванова Л.А., педагог-библиотекарь Малотавринской СОШ рассказала о значении библиотеки в образовательном процессе, после была проведена экскурсия по школе. Затем был составлен план реализации Концепции развития школьных информационно-библиотечных цетров.

На итоговом РМО были подведены итоги работы РМО за год, обсуждалась информация с Регионального форума школьных библиотекарей и отчётность за 2016-2017 уч.год.

В целом работу РМО считаю результативной, т.к. она велась целенаправленно, с участием самих библиотекарей.

Важную роль школьные библиотеки играют в профилактики экстремизма, а именно согласно Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» ОО Артинского ГО ежемесячно обновляют список экстремистских материалов, размещенного на сайте Министерства юстиции РФ, проводят экспертизу библиотечных фондов согласно федерального списка экстремистских материалов. В течении учебного года экстремистские материалы ОО в школьных библиотеках не выявлены.

 

Выводы.

В целом работа школьных библиотек удовлетворительна, библиотекари/педагоги-библиотекари стараются охватить большую область жизнедеятельности обучающихся. Библиотекари не только сопровождают обучающихся в процессе поиска необходимой информации, но и проводят профилактическую и пропагандистскую работу, открывают для детей что-то новое, дают им возможность к саморазвитию.

Проблемы:

  • Главной проблемой школьной библиотеки является проблема финансовая. Фонды стремительно ветшают и не отвечают требованиям современного образования и воспитания. Практически отсутствует фонд современной методической литературы для педагогов. Совсем не пополняются основные фонды.

  • В ОО проблемы с помещением и оснащением библиотек. Имеющееся оборудование можно называть устаревшим, часто отсутствуют канцелярские товары.

  • Не все библиотекари имеют ставку педагога-библиотекаря, это связано в первую очередь с образованием библиотекарей (среднее-специальное, не педагогическое) и отсутствием курсов повышения квалификации или переподготовки для педагогов-библиотекарей.

К сожалению не все проблемы можно решить посредством РМО, поэтому вопрос финансирования школьных библиотек остаётся открытым. 

 

Приказ Минобрнауки № 253 от 31 марта 2014г "Об утверждении федерального перечня учебников..."

 


 

Баннеры

Баннер
Баннер

Ссылки

__________

Анкетирование "Независимая оценка качества образования"

__________

Официальный сайт для размещения информации
о государственных (муниципальных) учреждениях

__________

Министерство образования и науки РФ

__________

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

__________

Красноуфимский филиал ИРО

__________

ГАОУ ДПО Свердловской области «Институт развития образования»

__________

Издательский дом "1 сентября"

__________

Портал единого государственного экзамена (ЕГЭ)

__________

Портал единого государственного экзамена (ЕГЭ) Свердловской области

__________

Портал "Российское образование"

__________

Портал "Работа в России"

__________

Единое окно доступа к образовательным ресурсам

__________

Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов

__________

Федеральный институт педагогических измерений

__________

Портал государственных услуг Российской Федерации

__________ 

 

Международный Информационный Центр

__________